Сайт загружается...
В конце прошлой недели мы прошлись по освобожденным от воды улицам. Не тем, где стоят многоквартирные дома – их после наводнения приводят в порядок с большим вниманием – мы прогулялись по частному сектору. И прислушались к местным жителям.
Улица Приемная
Дом №.. Был затоплен на полтора метра. Жить в нем уже нельзя. Хозяин рассказывает:
- Дорога наша и раньше служила дамбой, высота ее была 6, 5 метров, подняли до 7,3.
Потом начали с двух сторон сыпать, насыпали 8 метров, оставили промежуток в метров пятнадцать и начали в «обратку» поднимать до 9. Как сказал народ, «чтобы потом вода лучше уходила». Но она и раньше сквозь дамбу сочилась, ее легко было откачать.
Логика непонятна: зачем было большие средства вкладывать и оставлять дырку.
- Честно говоря, - продолжает мой собеседник, - изначально к наводнению не были готовы. Как сказали строители, что строили дамбу - еще по весне, как ушли паводковые воды, то надо было загнать технику, отсыпать песка, свержу сделать «подушку»… А земснаряд работал всю весну - здесь частный карьер, песок на продажу. Получилась чрезвычайная ситуация, пришла вода - подъехать невозможно. И образовался остров песка. Сырье вроде для дамб есть, а не взять. Надежда была, что спасут. И дом, и участок затопило. Пока что в эвакуационном пункте. Никто не выгоняет. Но, говорят, что будем оплачивать.
Семья не хочет отсюда уходить. Есть свое дело – грузоперевозки. И дети, которых надо поднимать. А здесь – городская прописка. Взамен предлагают участок за городом. Хозяин упирается. Ибо хлебнул уже подобного удовольствия. Поэтому, заработав денег, и приобрел домик с участком именно в городской черте. Дабы ВСЕ социальные гарантии были городские. Кроме грузовичка-нет у него другой машины, чтобы детей возить и в школу, и в больницу.
- А что имущество?
- Поднимали на чурбаки - пару раз увеличивая высоту. Но напором воды
снесло и разметало часть. Остальное отсырело. И дом повело, вода прорвалась в подвал. И обещанных выплат нет. Что дальше – непонятно.
Улица Архаринская
Здесь в основном живут пенсионеры. Многие дома пустуют – у людей опустились руки в борьбе с последствиями стихии. Ситуация после наводнения такая, что «желание продолжать жить здесь у многих закончилось». Примерно половина улицы уже «списана» хозяевами под чистую.
Маленький домик на две комнаты с кухней. Брат приехал из Волгограда помочь сестре и спасать мать. Бьются в одиночку. Хорошо, что взрослые дети еще крепкие, и сам мужик рукастый – бывший военный строитель. И то хватается за голову. Он здесь уже несколько месяцев: вода ушла, а проблемы остались. Денежных выплат нет.
- На конец сентября было выплачено только 10 тысяч - за урожай. Вода стояла по окна. Откачивали сами. Волонтеры принесли пакетик, бутылочку и памятку. И в конце сентября принесли памятку, куда обращаться по обеззараживанию колонки. Она была затоплена полностью.
Семье дали тепловую пушку.
- Ей углы, наверное, сушить хорошо, но подвал высушить не реально. Зато счетчик-то, знаете, как летает.
Оказывается, гуманитарной помощи хватило не всем.
- В десять утра на Керченской собрался окрестный народ на совещание, - продолжает волгоградец. - А представители администрации говорят: «Сейчас привезут электрические пушки, записывайтесь». Вся Керченская и записалась. А с нашей улицы народ позже приезжает. Так что, тем, кого по окна и выше затопило, и не досталось. Даже таких откровенно слабых изделий и то не хватает. Наш хороший знакомый сам привез помпу и откачал воду. Помощи нет ни от кого.
В 72 году здесь было наводнение, вода дошла до колодца. Отметка стояла на 9 метров.
Думали, что раз будет 8,2, то не затопит. Вот только тогда, в 1972-м, уровень мерили как-то по-другому. Дамбу нынче сыпали по-уродски. Это участок «Дальгидромеханизации», и они сыпали по своей территории и начали дорогу отсыпать. Тут их техника остановилась возле нашего дома и начальство начало куда-то звонить. Оказалось, им не дают грунт бесплатно, требуют деньги. Начальство говорит: «Ребята, тут же федеральная программа», а ему: «Плати за машину». А руководство в ответ, мол, мне это не надо, я все на второй этаж подниму, людей в отпуск без содержания отпущу и уйду, а поселок затопит. Так и перестали загружать, поэтому вода и пошла через дамбу.
И к нам в подвал. Это было 24 августа. Я бабушку собрал и вывез, а все, что было в подвале – стоит за крыльцом. И печь должна была рухнуть, вовремя удалось расклинить. Дрова все мокрые. Дом если не просушить, то разорвет.
Вся надежда у хозяев на газовую тепловую пушку, что выпросили у знакомых.
- Волонтеры меня спрашивают, - рассказывает Александр, - вам что лучше получить: сертификат, земельный участок или будете жить в квартире? Я и поинтересовался: « А с какой целью спрашиваете?». А в ответ: «Да просто так». Мы с сестрой подумали: если бы нам дали сертификат на два миллиона и участок оставили, мы бы поставили подпорную стенку, насыпали грунта и построили дом.
Золотые слова! Вот только выбрать можно либо то, либо другое.
- И как они позиционируют? - продолжает волгоградец. - Пять тысяч рублей за квадратный метр. Я сам строитель, у меня своя фирма. Я делаю ремонты из расчета 12 тысяч за квадратный метр, половина суммы - за материалы, а шесть тысяч - оплата и рабочим, и фирме, чтобы что-то осталось. А за пять тысяч я не знаю, что здесь можно сделать. И это Волгограде, там цены ниже. А к частному сектору будут подходить дифференцировано. Как они убытки посчитают? 25 сентября была комиссия – мальчик из «Горстроя» и девочка из БТИ. Они пробежали, ничего не спрашивали. Сказали, что у нас еще хорошо.
Заходим в дом новее: недавно возведенный двухэтажный коттедж с многотопливным котлом в пристройке. Рядом - кирпичный гараж и хозяйственные постройки. Небольшой участок со всеми насаждениями и скважиной за домом. За забором – был колодец с чистейшей водой. Осталась только грязь. А ведь рассчитывали люди на тихую старость – с внуками на втором этаже и речкой под боком. Вода с запахами фекалий сама к ним пришла, затопив, что называется с головой.
Чтобы здесь обосноваться, продали четырехкомнатную квартиры в центре Хабаровска, много и долго хозяин работал на ТЭЦ и подрабатывает шофером выйдя на пенсию. Только все началось налаживаться - два года строил - вода.
Запах пропитал утеплительную обшивку и внутри, и снаружи, которую хозяин сейчас срывает. Сорван и линолеум во всех комнатах первого этажа, а кое-где частично снят и пол. Грибок по стенам. Все делают сами: нанять «шабашников» нет денег. Не пришли обещанные выплаты в сотни тысяч. А идти человеку некуда - дочь с мужем-военным под Владивостоком на съемной квартире живут. У сына семья – жена и ребенок в двух комнатной квартире. Не хотят родители-пенсионеры, сами живущие со старой бабушкой, детей стеснять. Ведь у них есть свой дом. Точнее - БЫЛ. Ибо запах - не переносимый.
Правда, второй этаж к зиме хозяин готовит. «Но жену однозначно буду отсюда по холоду убирать», – заявил пенсионер. Всю «большую воду» - в течение месяца - они пережили на втором этаже. На лодке подплывали через двор к насыпанной дамбе и выходил на сушу.
- У нас вода стоит из-за этой дороги с дамбой, - говорит хозяин. - И ливневку засыпали. Через дорогу участок от воды освободился, а здесь дождик прошел, сверху течет и опять вода. Пару раз так затапливало. И только после жалоб в прокуратуру и обращений в СМИ, пригнали пожарку и воду выкачали.
В конце сентября начали убирать дамбу, насыпанную на улице Архаринской. А люди считают, что « весной или осенью будет систематически затапливать». Что-то надо предпринимать.
Еще одна версия затопления от хозяйки новостройки:
- Дамбу не доделали. И нас сразу затопило. Как сказали мужики на самосвалах: деньги кончились. Вода поперла 25-26 числа.
- Чем сушите?
- Одну пушку я купила сама, а вторую нам дали. Вы знаете, она даже комнату обогреть не может.
- Комиссия по оценке ущерба приходила?
- Приходили два человека, ни на какие вопросы не отвечали. Парень с девушкой молча прошли, просмотрели уровень затопления, сфотографировали дом, замерили толщину бруса стен. Проверили – дом действительно осел, брус намок, и его давлением сплющило, пол повело, плитка облицовочная на кухне осыпается, панели коробит. На этом все и закончилось. И нет никакого документа. Сейчас мы на распутье.
- А мне, - говорит супруг, - 5 октября выходить на работу, отпуск заканчивается.
Семья эта – типичные представители так горячо лелеемого среднего класса, которые в один момент потеряли свой и без того мифический статус. «Мы стали нищие. Я и не рассчитываю на наше государство. Если не успею до зимы что-то сделать - хотя бы второй этаж - продам машину, гараж. И свалю отсюда куда-нибудь, в тот же Краснодар. Я по своим финансам просто не вытяну здесь.
Переулок Архаринский
Маленький домик с фундаментом из кирпичей на известковом растворе - постройки 50-х годов. Затопило на метр, но и этого хватило. По фундаменту пошли трещины.
Сушат двумя собственными тепловыми пушками - остались от прежней работы хозяина. Повезло, что они газовые. Пока израсходовали восемь баллонов. Каждый обходится в тысячу рублей. Во сколько бы обошлась электроэнергия?
-Так ведь прилетел целый самолет гуманитарной помощи из Перми с «тепловыми пушками»? – удивляюсь.
Приносят, показывают: «электро-тепловой вентилятор бытовой на 1,5 кВт». Этим, как сказал хозяин, рубленый дом «за три года не высушить. Зато мотает со страшной силой.
- Четыре дня назад, - говорит хозяин, - пообещали жене помощь, через час, мол, придут солдаты. Четыре дня прошло - ни одного «добровольного помощника» в округе не объявилось.
Требовалось мебель вынести, хозяин после болезни с трудом ходит и на пару с супругой просто физически не может вытащить шкафы. И соседи поразъехались. Но в другом повезло: деньги пришли - федеральные выплаты, сначала 60 тысяч, потом 50. «Мы и сами не понимаем, как нам выплатили. Народ кричит, что никому ничего не выплачивают. Так что часть затрат удалось компенсировать».
У соседей, что выше по улице, дом еще строиться, подтопило гораздо меньше. Но документы до конца не оформлены. Представителями власти заявили: «Вы ничего не получите, только через суд».
Двигаясь дальше по переулку, встретили инвалида первой группы.
- У меня тут во дворе караси плавали. По бетону прыгали. Все стены сыпятся. А чем сушить – да х.. Его знает, - машет рукой он. - Пока три дня воду качал. До нуля откачаю, а за сутки опять на метр поднимается. Даже воду не привозят. Раз доставили. И то пока я не позвонил в МЧС и в комитет социальной защиты. А живу я здесь с 11 сентября, как ушла большая вода. А воду привозят в начало улицы Архаринской: встали и все, приказ. А я не набегаюсь.
Небольшие зарисовки с улиц на Красной Речке. И это только начало. А с середины октября по ночам обещают стабильно минусовые температуры…
Эдуард Попов
Фото Игоря Чуракова
2018.09.19
Хабаровский край стал базовым регионом для масштабного проекта2013.11.09
Ответственный за единение2013.11.09
День народного "Единства"?2013.10.21
Как провожают пароходы2013.09.27
Возвращение в Свечино
Комментарии