Сайт загружается...
Автобус № 122 домчал меня от Комсомольска до Солнечного за час. Автовокзал, дальше площадь и в три стороны от нее – улицы. Слева - баптистская церковь, справа - православная. Гостиница, музей, еще работающее управление горно – обогатительного комбината. Поселок стоит на реке Силинка в горной долине Сумка сокровищ, река берет начало еще дальше…
Что я здесь забыл? В 1990 нас, иногородних студентов, комсомольские биологи и историки привезли в район Солнечного. По зигзагообразной дороге мы заехали в гору. Ее склоны были ступенчатыми террасами от горных выработок или от засыпанных рудников. На них росли кедры, нависшие корнями над пропастью. Прямо внизу, из грунта ступенчатых террас, торчали полузасыпанные, старые вагонетки и рельсы
с клеймом по железу: «КМЗ имени И.В.Сталина».
Прошло время. В 2012-м в краеведческом музее Комсомольска, в отделе ГУЛАГа
я увидел такие же рельсы. Они были привезены из остатков…сталинских лагерей в районе
п. Хурмули. Ценнейший музейный экспонат. Я ассоциировал мои воспоминания, эти лагеря, попросив специалистов музея мне помочь. Но крупнейший специалист по ГУЛАГу, Марина Кузьмина, объяснила, что лагерей в районе Солнечного не было, поселок основан в 1956-м.
Марину тоже заинтересовали виденные мной рельсы и вагонетки с такой надписью, хотя они могли использоваться и после 1953. Другой специалист, кандидат геолого –минералогических наук, бывший преподаватель вуза, вспомнила, как возила студентов на
две горы: Видовую и Бастилию. До Бастилии у Холдоми от Солнечного можно якобы дойти за час, придерживаясь горных перевалов.
Но, оказалось, это так далеко – 16 км туда и обратно, - что, дойдя до Холдоми, я
вернулся на попутке назад и отправился в краеведческий музей Солнечного. Директор,
Людмила Зеленова, поправила меня: студентов возили на гору Видовую, которая вздымается напротив Солнечного, у развалин горно-обогатительной фабрики.
Оказалось, она 15 лет как закрыта и разбирается на кирпич. Вагонетки были только подвесные, они сданы на металлолом. Хотя перед въездом в поселок был один старый
рудник, но поездки туда нужна личная машина.
«Посмотрите лучше на минералы в нашем музее, - Людмила Петровна показала
мне зал геологии. – У нас даже фиолетовый чароит есть!». И она подошла к сиреневому
камню с прожилками. Весь зал геологии – в витринах с минералами. Много самоцветов,
солидная коллекция. Макет штольни с костюмом шахтера, макет бывшего комбината. Зал нанайской культуры села Кондон. Зал русской культуры с избой, туда можно войти. Зал природы, экспозиция старой техники: винтажные телевизоры, фотоаппараты, проигрыватели.
«Сходите на гору Видовую», - советует Людмила Петровна.
Мост через бурную, горную Силинку весь в зияющих дырах, вот- вот
развалится. Дойдя до развилки, повернул направо. Дорога зигзагами поднимается вверх.
Вот первые развалины помещений фабрики. Прохожу несколько поворотов и, поднявшись
наверх, вижу развилку. Налево – руины самой фабрики. Направо – подъем на Видовую.
Фабрика, как амурский ЦКК, давно умерла и разбирается, окруженная старыми
карьерами. Пустуют бездонными пастями приемники горной породы. Ходить здесь опасно - грунт проседает под ногами. Еще опасней внизу фабрики, в отвалах хвостов –
отработанных пород. Целая гора их над каналом- коллектором. От развалин к отвалам
течет странная изумрудная жидкость.
Поднимаюсь на Видовую. Меня опять предупреждали: «Осторожно, в районе Видовой – медведи. Они не дают собирать нам грибы на дачах. Сплошной медвежатник».
Грунтовая дорога из зигзагов превращается в спираль, закрученную к вершине. Там выступает огромная скала, наподобие Амурских Столбов. Вокруг на вершине тоже скальные выступы, спираль дороги уходит за них. Да, вокруг подъема – террасы, но вагонеток не видно. Зато на самом верху, на площадке у края пропасти, обложенной валунами, стоит каменный православный крест. Очень высокий.
Память всем горнякам и символ экономического краха процветавшего когда-то поселка.
Между березами и лиственницами слева площадки осторожно ступил на тропинку на краю пропасти, ведущую к маленькой смотровой площадке на гребне скалы. По
стланику прошел туда. Солнечный - как на ладони: справа налево течет Силинка, посреди
сам поселок, справа фабрика, дорога в Комсомольск, площадка с крестом.
На обратной дороге меня выручает частник, кажется, он знает больше, нежели кандидат наук: «Вагонеток нет в Солнечном, здесь другие горы. Тебе надо было ехать в Горный. Там несколько рудников. Ведь вагонетки и рельсы – это рудники. Главное, чтоб эти вагонетки не смыло, они на краю склонов. Никакой Бастилии здесь нет, кто тебе это сказал?». Я только улыбнулся.
И так, конечная цель моих поисков «призрака» – поселок Горный…
Павел Попельский
Фото автора
2017.11.26
Хабаровчанин восстанавливает старинные рецепты2017.11.26
Сахалинский мост оперся на господдержку2017.11.26
Бизнес из яйца2017.11.26
Корейским инвесторам представили перспективные сельскохозяйственные проекты2013.11.25
Остались совсем беззащитные
Комментарии