Сайт загружается...

  • 16 +
  • ...

    Поход за призраком: загадочные рудники поселка Горный

    Краеевед продолжает поиски сталинских лагерей

    Просмотров: 1751 Комментариев: 0 2013.10.11

    Дорога тройным зигзагом в гору, нас, студентов, везет автобус. Зигзаги – террасы выработок, уходящие вверх. Высокие деревья глядят с террас в пропасть. Посреди террасы из грунта, выглядывает полузасыпанная камнями ржавая вагонетка. Прямо на рельсах, продолжающихся под землей и изогнутых дугой. Сбоку клеймо: «КМЗ им. И.В.Сталина».

    Вагонетка торчит из засыпанного отверстия, поэтому падение ее с
    верхней террасы исключено.
    …В старом, небольшом кабинете, в окружении шкафов с архивами, консультируюсь
    у геолога: «Карьеры и ГОК не ищите. Вам надо искать старый рудник. Вагонетка торчала
    из горизонтальной штольни, почему-то под углом. Вертикальная шахта – подъемник, он
    может быть рядом. Езжайте за Солнечный, лучше – в Горный. Там, если ехать вдоль
    Силинки, есть деревянный мост через реку. Пройдете, и рядом – рудник. Туда тоже возили студентов. Лагерей не было: геологи открыли там олово в 1957-м, при Хрущеве. Главное, чтоб вагонетки не смыло. Не дай бог, они окажутся в руднике «Перевальный», между Солнечным и Горным - вас туда просто никто не повезет. И будьте осторожны».
    У меня была старинная книга – «Промышленность и техника: горное дело», 1904.
    На странице 191 вижу, почему «моя» вагонетка, больше похожая на тачку, могла торчать под углом. «Сплошная диагональная выработка, угловая штольня снизу. Для работы вручную, тяжелый труд. Пологое падение пласта, небольшая мощность выработки. Откатка руды производится небольшими вагончиками по рельсам. Пространство сзади забоя закладывается породой».
    Все верно, это я и видел, поэтому вагонетка была полузасыпанна снизу. Но книга- то
    1904 года! А рудники в Горном открылись не раньше 1962 -го (если это так). Получается, в эпоху реактивной авиации здесь использовали тяжелый ручной труд и малопроизводительные технологии царских лет? А где тяжелый ручной труд и низкая производительность, там, как известно, применяется труд подневольный. Действительно ли у Горного и Солнечного не было лагерей, или в их отсутствие использовался труд других заключенных?
    В книге «Объекты культурного наследия: памятники Хабаровского края» (2006 г.) отмечено строительство комсомольских высоток на проспектах Мира, 43 и Ленина, 21 в 1955 заключенными.
    В начале сентября, после неудачи в Солнечном я поехал непосредственно в Горный. Он, как и Солнечный, зажат в долине Силинки, между склонов гор. Но в Горном
    долина узкая, почти ущелье. Горы очень высокие, вертикальные. Дорога прижалась к горам, дома вдоль тротуара: от двух до четырех этажей, две многоэтажки, школа, дом культуры. Справа от реки – горно- обогатительный комбинат, рудники и частные дома. Несколько лет назад отвалы комбината рухнули прямо на частников, некоторые участки засыпаны до сих пор. У комбината со склонов льется огромный водопад.
    Я спросил водителя джипа, где наиболее старый рудник, и он повез меня с конца
    поселка, от дома культуры, по мосту к комбинату и налево, по краю горной пропасти.
    Перемахнули к другой горе по насыпи через реку высотой метров сто, поднялись вверх. Направо – рудник, налево – громадные карьеры. Красивейшая горная долина, внизу – разрушенный деревянный мост через Силинку. Я у того самого рудника.
    Налево – подъем и три зигзага террас, выработок. Гладкая асфальтированная дорога.
    Первая ступень рудника – бревна и засыпанные отверстия. Вторая ступень – засыпанные кратеры, темнеющие входы под землю с железными направляющими, развалины из красного кирпича. Вижу пожилого мужика на машине, предлагает подвезти
    меня назад. «Вон – большая площадка, бывший подъемник шахты. Третья ступень –
    развалины управления и дорога на Амут. Если вагонетки были, то вырваны с корнем металлистами. Но кое-где здесь я не был», - говорит он. Значит ли, что кратеры и отверстия – от виденных мной в студенчестве вагонеток?
    Ступени рудника слева и справа обрывались в пропасть. Часть рудника заросла так, что ничего не найдешь. Все засыпано, шахта тоже. Возможно, это было именно то место, но прошло 23 года.
    Еще террасы есть на территории ГОКа, но она - за шлагбаумом. Мне посоветовали другой рудник, на въезде в Горный, через мост, направо от Силинки. Он тоже развален, разбирается рабочими. Его террасы не столь впечатляющие, но с них свисают высокие ели. Когда я обратился к рабочему, он ответил: «Да, вагонетки и рельсы
    с именем Сталина здесь были, но их смыло горными потоками». Только на эту гору
    автобусы заехать не могли. Опять не сходится.
    На выезде из поселка, вдоль реки – третий рудник, с огромной ступенчатой горой, поросшей елями, с очередными развалинами. Прибавьте к этому рудник «Перевальный» со странным уступом между поселками, и два, если не три, у Солнечного. Итого шесть – семь. Я вспомнил предупреждение геолога: чтобы что- то там найти, нужен мощный джип, много бензина, деньги и команда.
    Поход за призраком, считаю, удался - сами вагонетки превратились в призрак. Действительно ли их смыло горными потоками в годы, когда рухнули отвалы ГОКа? В самом ли деле их вырвали металлисты? (Это ж какая силища нужна, чтобы вытащить оснащение штольни!). Или кто-то ликвидировал торчащие следы прошлого… специально, дабы не вспоминать? К удивлению своему, я не нашел выходов диагональной выработки. Были ли в районе Горного и Солнечного более старые рудники, до 60 – х годов, не засыпали ль их безвозвратно? На что намекнул мужик, произнеся: «Но кое- где здесь я не был»?
    Возможно, кто- нибудь из читателей тоже был в этих рудниках и, не исключено, сделал фотографии сталинских вагонеток или даже видео. Мне хотелось бы,
    чтобы такая уникальная достопримечательность не превратилась окончательно в призрак…

    Павел Попельский

    На рисунке автор изобразил увиденное 23 года назад

  • отправить другу
  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея