Сайт загружается...

  • 16 +
  • ...

    Как провожают пароходы

    Азимутальный буксир ушел в большое плавание

    Просмотров: 692 Комментариев: 0 2013.10.21

    На Хабаровском судостроительном заводе проводили в «большое плавание» азимутальный буксир «РН Уссури» В августе его спускали на воду. Тогда было и высокое начальство, и торжественные мероприятия с речами. И бутылку о корпус именно тогда разбила крестная мама «РН Уссури» – молодой инженер Наталья Малышева. А в этот раз все прошло по-домашнему, без помпы. Сначала долго ждали прихода речного буксира, который не спеша прибыл в затон. За это время удалось осмотреть часть большой заводской территории, пройтись по внутренним помещениям буксира «РН Уссури».

    Своеобразную экскурсию провел для нас Владимир Леонов, главный инженер - начальник службы качества ОАО «Хабаровский судостроительный завод».
    Снаружи и на пирсе..
    - Однажды на ХСЗ закладывали судно, а журналистская братия написала – что в Хабаровске спущен на воду корабль, - начинает с поучительной истории Владимир Иванович, так что стразу уточняю:
    - И что же сейчас происходит?
    - Произойдет уход буксира на достроечную базу для продолжения достройки, испытания и сдачи. После сдачи буксир будет переведен в порт приписки - Находку. Это азимутальный буксир, построенный для нужд компании «Роснефть». Он является мощным судном арктического класса ARC4, предназначенным, помимо буксировки и толкания еще для ряда функций.
    - Простите, а почему «азимутальный»?
    - Потому что здесь стоит не обычная, как раньше система: двигатель-вал – винт, а винторулевые колонки, которые могут вращаться вокруг своей оси на 360 градусов. Буксир может развернуться буквально на месте. Очень маневренный. Тут и корпус играет свою роль: видите, какой короткий и широченный? И большой киль - осадка с килем сейчас 4,8 метра. И получается очень устойчивый буксир.
    - А чьи движки?
    - Двигатели – «Caterpillar». На такую посудину мощность нужна почти 3500 лошадиных сил. Это проект голландской фирмы. Они строят такие буксиры по всему миру. Но они для умеренных широт, а наш – для нашего климата. Для плавания во льдах толщиной до 70 сантиметровсплошным массивом.
    Буксир может выйти в открытое море. А точнее он предназначен для круглогодичного прибрежного плавания в морских районах при волне до 7 метров. Но основное назначение - работа в порту. Вывод из порта, швартовка в порту больших судов.
    - Вы говорили и о дополнительных функциях?
    - Буксир – достаточно универсальное судно. Видите, стоят два мощных пожарных лафета. Стоит универсальный дизель-насос, который обеспечивает бесперебойную подачу воды, так что судно может сбить пламя - как на другом корабле, так и на близко стоящем береговом строении. А на корме имеется место для установки специального контейнера, в котором находится спасательное и водолазное оборудование. Так что, это многоцелевое судно.
    - Для чего вон та желтая крановая установка на корме?
    - Для того, что бы проще заводит буксирные концы. Представляете, если он может «управляться» с танкером в 100 000 тонн водоизмещения, какой там буксирный конец будет. Правильно, толщиной с руку. Усилие на буксире с носа - в 28 тонн, а с кормы - 34 тонны.
    - Это на тягу, а если толкать?
    - Не беспокойтесь, мощности хватит. Вот, когда испытания первого буксира проводили в бухте Золотой Рог со дня всю грязь подняли.
    - На сегодня какова степень готовности корабля?
    - Во-первых, машинное отделение готово, все монтажи закончили, за исключением отдельных небольших элементов. Но нет обшивки внутренних помещений.

    На судне
    На этих словах главный инженер предложил спуститься в трюм. Показал, где будут отдельные каюты для команды и общий кубрик. На корабле нашлось место и ма-а-ленькому такому камбузу, и гальюну. Прошу проводить в машинное отделение. Не отказали, но там - кромешная тьма. Лучше пройти в рубку, на капитанский мостик.
    Все управление здесь, как на каком-то симуляторе. Нет привычного штурвала, вместо него джойстики. Все это - из голландских поставок. На ходовом мостике все остекление зашито, как пояснил Владимир Иванович - для защиты на время перехода. Единственный иллюминатор открыт – на потолке, дабы находящееся под ним фотореле автоматически включало сигнальные огни.
    - Так что: буксир «РН Уссури» пойдет до Владивостока без команды?
    - Да, именно так. И хотя на судне «расписана» команда пять человек: капитан, штурман, старший механик и два матроса-моториста, но на время перехода здесь постоянно никого не будет. Но осмотры будут проводиться обязательно - вдруг течь или какая иная неисправность. А вот зажигать сигнальные огни «смотрящие» не будут. Для этого есть автоматика.
    Обеспечивать работу сигнальных огней будет офигительного размера аккумуляторная батарея, которую для этой цели временно смонтировали в рубке.

    Подошел «толкач» и пришлось вернуться на берег. Мы и продолжили беседу под дивно-русские обороты команды, которая начала заводить приличной такой толщины тросы на «Уссури». Мой день сделала фраза одного из рабочих: «И чего ты за мой конец схватился? Рукавицы сначала одень, олух……!». Пока один буксир крепко вязали к другому, мы продолжили разговор с главным инженером о прозе жизни.

    Краски и покрышки по-голландски.
    - Вы сказали, что голландцы поставили все оборудование в ходовую рубку?
    - Все фонарики, клеммы, двигатели, краска специальная, которой судно покрашено в несколько слоев, и валик из литой резины на носу и корме – все из Голландии, как и остальное обрезинивание корпуса.
    И даже старые покрышки, что висели сбоку корпуса судна - оказались не наши...
    - Так что же в этом корабле наше?
    - Железо на корпусе и труд. И даже на военно-морском буксире стоят не наши лебедки.
    Само судно строилось более года. Проект был переработан под требования эксплуатации в северных широтах. Толщина корпуса была увеличена. Так что небольшой толщины льды для него - не помеха. Срок эксплуатации - 25 лет. Капитальный ремонт – через три года.
    - Это первый в этом году заказ?
    - Да. Он покидает «альма-матер». Когда-то сдавали по пять – семь единиц в год, а сейчас… Обидно и тяжело. Те люди, которые что-то знали, специалисты – ушли. Или в мир иной, или.., – говорит с горечью Владимир Иванович. - Вот и получается, что в этом году отправляем первый.
    - А что же хорошее есть?
    - Большие толщины для нас – новшество большое. Ранее с такими толщинами не работали, тут и режимы обработки другие, режимы сварки иные. И сварщики должны быть аттестованы на такую работу. Людей учили сначала в своей лаборатории, потом делали образцы сварки, которые всесторонне проверялись. И потом предъявляли комиссии – для получения свидетельства от морского регистра. Опыт наработали солидный - и по толщинам, и по сложным обводам.
    - То есть у вас появилось современное оборудование?
    -Да, под такое строительство была приобретена современная оснастка. Мы попали под федеральную программу модернизации предприятий оборонно- промышленного комплекса. Закуплен новый роликовый гибочный пресс, на котором можно выгнуть практически любой профиль. Купили станок с программным обеспечением для изготовления шаблонов, ими проверяются выгнутые формы. Раньше все это делалось вручную.
    - Так это для завода - полигон?
    - Есть решение о том, что Хабаровский судостроительный завод на Дальнем Востоке будет специализироваться на строительстве буксиров. Пока что есть контракт на постройку двух буксиров, но прорабатывается соглашение на строительство дополнительных. Но с бОльшими водоизмещением и мощностью - почти в два раза, и опять же – ледового класса. Для Сахалинского шельфа, который выходит не только в сторону Курил, но и на север – в Охотское море. Где льды большие. Для такой акватории требуются и соответствующего класса буксиры, и ледостойкие платформы для бурения скважин и добычи нефти, и суда обеспечения тоже класса ARC4 и ARC5-для пакового льда.
    - Значит, завод имеет гарантированное, обеспеченное будущее?
    - Завод имеет базу, а вот с контрактами… Пока что в постройке находится судно на сто пассажиров - для замены «Метеоров». Для которого не нужна инфраструктура, как для судов на крыльях - дебаркадер и соответствующая обслуга. У него стоят водометы и ему проще - к любому берегу подошел, трап выбросил, людей высадил, принял и пошел дальше. В мае 2014 года планируем спустить на воду и начать испытания. Его планируется эксплуатировать на лини «Хабаровск - Николаевск-на-Амуре». В добавление к этому кораблю начали строительство судна на воздушной подушке – на 50 мест, следующее будет -30-местное. Его планируем начать строить в конце года.
    - Вернемся к «РН Уссурии» - сколько буксир будет идти до места?
    - Ну, это зависит от погоды и от капитана. В прошлый раз довели за трое суток. Если ночью стоять - то пять–шесть дней потребуется. Лучше не спешить. Сейчас его прицепят к «толкачу» кормой, и по Амуру он пойдет впереди буксира. А по морю – его возьмут на буксир и потащат «за нос». Если все без происшествий, если он будет идти нормально. В прошлом году вели, на море попали в шторм, вышла из строя лебедка на буксире. И более полумесяца продолжалась буксировка во Владивосток. А так – четыре-пять дней по реке, и четыре до Владивостока - если все нормально и хорошая погода, никуда прятаться не надо. Ну, а потом достройка и испытание займет месяц-полтора. А по графику ввод судна – в ноябре. И вот смотрите: носовой клюз (отверстие, куда входит швартовый канат) покрашен, а два кормовых – блестят. Вы думаете почему? Не догадаетесь.
    Мы предположили, что кормовые сделали китайцы, а носовой, где-то в Европе. Вот китайцы и отшлифовали кормовые до блеска - благо рабочая сила дешевая. Может, и без шлифовальных машинок обошлись, просто наждачной шкуркой обошлись.
    Прощание славянки.
    Пока мы вели приятную беседу, бригада, обтянув канат фалрепом, корпус к корпусу поставила «Уссури» к РТ-706. А потом был отдан носовой, и «толкач» не спеша начал разворачивать его. По большой воде «РН Уссури» пошел в свое первое плавание. Тут и зазвучало «Прощание славянки». Именно под такую мелодию, по традиции, корабли покидают Хабаровский судостроительный завод. А с берега ему машет платочками, опять же по традиции, небольшая стайка женщин.
    Вспоминая о прошлом
    Как-то в период бурной молодости довелось работать судостроительном заводе им. С.М. Кирова. Том самом, что выпускал всевозможные корабли и кораблики. И каждое такое событие - как маленький праздник для всего завода. Один эпизод врезался в память: спускали то ли краболова, то ли какое-то научное судно. Как только улеглась волна от спущенного на воду суденышка, по Амуру с диким ревом, в каскаде брызг прошли две «Мурены». Как это было красиво: блики солнца, радуга и боевые суда на воздушной подушке, приветствующие ввод в строй своего мирного собрата! А когда «Мурены», не останавливаясь, развернули орудийные башенки на носу и покачали стволами пушек, то берег, усыпанный работниками Кировского завода, взорвался, криками, свистом, аплодисментами. Все оценили красивый жест «боевых товарищей».
    Чти традиции дедов.
    Увы, корабли сейчас провожают в «большое плавание» - тихо и незаметно. Об этом и думал, возвращаясь по тихой территории завода. А ведь – рабочая неделя в разгаре. Наш новый провожающий объяснил причину «пустоты».
    В начале 80-х , когда он только пришел на ХСЗ, здесь работало более 4200 человек. А сейчас 600.. И если сейчас в год спускается на воду один-два корабля, то рассчитан завод на спуск 30 (!) кораблей в год. И уж совсем непечатными словами отозвался специалист о прошедших переменах, когда мы проходили мимо огромного цеха, где должны были строиться экранопланы. Удивительные суда - своеобразный гибрид самолета и судна. Которые, как сказал провожающий, за 20 минут могли «подлететь» к японским островам и дать ракетный залп. А какие специалисты работали, какие традиции чтили.
    Об одной такой доброй привычке он нам поведал, когда проходили мимо небольших катерков, что в изобилии стояли на берегу. Нет, это оказались не разъездные судна для начальства, а «именные» катера цехов, участков, а то и отдельных бригад. На котором «угнетаемый гегемон» в 80-х годы дружным коллективом выбирался на пикники, на природу. Да не два-три часа, на несколько дней. Бывало, что и по полнедели «гудели» - после сдачи большого и важного заказа. И попробуй, откажи им – с профсоюзами согласовано, премиальные выплачены, в табеле прописано!
    Виктор Панин
    Фото Игоря Чуракова


    «ОАО "Хабаровский судостроительный завод" в 2012 году получило чистый убыток
    в размере 234,155 млн. рублей против 145,854 млн рублей прибыли в предыдущем
    году. Выручка снизилась на 18,3% - до 450,785 млн рублей» - по данным агентства "Интерфакс".
    Причина проста - уменьшение объемов работ по гособоронзаказу, недостаточное по гособоронзаказу финансирование. Это все приводит к дополнительным издержкам и удорожанию стоимости судов. И, как результат, строительство судов растягивается на годы.

  • отправить другу
  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея