Сайт загружается...

  • 16 +
  • ...

    Цена нефти

    Расследование катастрофы «Кольской» продлено

    Просмотров: 630 Комментариев: 0 2013.10.21

    Объем материалов уголовного дела составляет 25 томов. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц. И уже доподлинно установлено, что «Кольскую» утопили руководители компании-судовладельца. Самоподъемная буровая платформа «Кольская», которую буксировали от берегов Камчатки к Сахалину 2 судна – ледокол «Магадан» и шельфовый буксир «Нефтегаз­55», во время шторма опрокинулась и вскоре затонула на глубине 1000 м. Платформа в это время находилась примерно в 200 км от Сахалина. Из 67 человек, находившихся в этот момент на борту платформы, спаслись только 14.

    Шторм
    17 декабря шквалистый ветер до 25 м/с, высота волны достигает 5 метров, в результате биения волны в носовую опорную колонну были получены деформации наружной обшивки корпуса СПБУ с последующим образованием трещин. На СПБУ непрерывно стала поступать вода. Рвется буксирующий трос на «Магадане», повреждается локальный контролер на опорных колонах, выбивает иллюминатор водой. К концу дня образовался дифферент носовой части СПБУ, возникший в результате повреждения цистерн (балластных танков) и поступления в них воды.
    17 декабря в 22:30 попросили в «АМНГР» направить буксир. Капитан Позловский информирует Базироского и о ситуации, что тросы порвутся, необходим буксир. На что получили ответ Базироского: справляйтесь сами. Откачивают воду по 150 кубов. Шлюпки левого борта разбиты и потеряны, вода прибывает в танки, некоторые затоплены. Позловский информирует владельца, что ситуация критическая и необходимо направить сигнал «SOS». «Нефтегаз- 55» сообщил, что сломана часть палубы. Старший помощник капитана рапортует, ящик с гидрокостюмами сломан и его смыло в море. Герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе была нарушена. Поступление воды в машинное отделение в количестве, превышающем производительность осушительных насосов, привело к дальнейшему увеличению осадки и дифферента и последующему прогрессирующему затоплению неповрежденных отсеков СПБУ.
    Практически спустя сутки, Базироским было дано запоздалое указание ответственному за буксировку, опустить опорные колонны для улучшения остойчивости СПБУ. Однако, ввиду затопления балластных танков, опорные колонны не вышли из зацепления, и опустить их не удалось.
    Следствием установлено, что Базироский и Лохманов располагали информацией о том, что в районе бедствия отсутствуют суда, способные оперативно и срочно оказать помощь членам экипажа СПБУ «Кольская". Понимая, что ситуация является критичной, мер к организации спасательной операции не приняли.
    Кроме того, своим устным распоряжением он запретил ответственному за буксировку СПБУ «Кольская» подавать сигнал «SOS» без его ведома.
    «SOS», спасите наши души
    Вопреки запрету, в виду критичности ситуации, капитаном был подан сигнал «SOS». К сожалению, он был сильно запоздавшим.
    18 декабря 2011 года
    -«Нефтегаз – 55», «Магадан», «Кольская». Прием.
    -«Магадан» на связи.
    - Мужики, в 19:10 минут дали сигнал «sos», у нас поступление воды продолжается, крен на нос увеличивается, по носу уже вода хлещет. Так что имейте в виду, возможно, вам придется снимать всех людей. Потому что вокруг никого нет. Собрали экипаж в салоне, надеваем термокостюмы, жилеты с собой. Шлюпки смыты. Прием.
    -Может, на буксир не будем наматывать, попробуем развернуть вас на юго-восток, чтобы волна по корме была, чтобы не заливало вас.
    -Да я этого и жду, когда вы будете готовы вместе «Нефтегазом», чтобы развернули нас. Так чтобы на нос вода не заходила, не заливала нас, потому что насосы уже не справляются.
    Они уже понимали, что рассчитывать могут только на свои силы.
    Базироский сообщает: свободного буксира нет.
    11:50 сообщили, что прилетит самолет к 15:30 и возьмет три группы по 12 человек на «Магадан» и на «Нефтегаз -55». Люди в гидрокостюмах собрались в столовой, они шутят, снимают на камеру. Шторм для них привычное дело. Они думают, их спасут. До гибели «Кольской» остается час. В 12:46 минут платформа пойдет ко дну.
    Буровая переворачивается, люди цепляются по корме, высота борта от воды 15-20 метров. Буровая вышка рухнула первой, своим весом способствовала мгновенному перевороту. Некоторые доплывают до «Магадана», им сбрасывают сети и тросы. Но «Магадан» ледовое судно и не предназначено для спасения людей, высота борта 15 метров и не каждый заберется. «Нефтегазу - 55» в этом отношении проще, они бросали спасательные круги и затаскивали на борт. 14 человек спасено. 53 погибли и пропали без вести.
    При температуре воды -2 градуса Цельсия, не говоря уже об 6-метровых волнах и льдах, летальный исход наступает после 5-8 минут от переохлаждения. То есть априори спасти их мог только ледокол «Магадан» и буксир «Нефтегаз-55», которые их буксировали, причем только в течение первых 5-10 минут. Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. При этом с того момента, как обвиняемым стало известно о развитии критичной ситуации на платформе, до ее полного погружения под воду прошло не так уж и мало времени - более 5 часов. Несомненно, прояви обвиняемые должную ответственность и заботу за судьбу людей, этого времени было бы достаточно для спасения всех находящихся на борту «Кольской».

    Платформа была непригодна?
    По данным следствия платформа до буксировки, а также в ходе буксировки, вплоть до шторма, находилась в удовлетворительном состоянии. По словам руководителя Дальневосточного управления на транспорте Следственного комитета РФ генерала – майора юстиции Алексея Устинова, по своим ходовым качествам при соблюдении элементарных или достаточных мер безопасности платформа считалась непотопляемой. Ей был не страшен никакой шторм, для этого нужно опустить опору.
    Со слов дочери капитана Натальи Дмитриевой, которая проводила свое расследование, транспортировка долго задерживалась, так как проводились ремонтные работы на борту. Варили дно, потому что пошла коррозия металла. Опорные колоны так же приходилось приваривать. В Магадане, во время снятия судна с погрузки в корпусе буровой пошли трещины. Размеры до 2 метров. Имеется акт освидетельствования судна морским регистром и письмо гендиректору Писецкому, в котором говорится о временном характере ремонтных работ, в виду уникальности и исключительной срочности ремонта и только на условии временного характера, с требованием провести постоянный ремонт.
    По официальной версии следствия действительно во время транспортировки СПБУ «Кольская » из порта Мурманск в порт Магадан в июле платформа получила повреждение цистерн водяного балласта. В августе 2011 года по заявке ОАО «Арктикморнефтегазразведка» ремонтная бригада ОАО «Амурский судостроительный завод» на стапель – палубе теплохода «TRANSSHELF» в порту Магадан произвела сварочные работы по устранению трещин цистерны водяного балласта СПБУ «Кольская».
    В период с 16.08.2011 года по 25.08.2011 года инженер-инспектор АМП «Магадан» после проведения сварочных работ провел внеочередное освидетельствование СПБУ «Кольская» перед отходом на Западно-Камчатский шельф, о чем составил акт освидетельствования судна.
    26.08.2011 года после проведения контрольного осмотра СПБУ «Кольская» государственным инспектором ИГПК АМП «Магадан» отход судна на западно-Камчатский шельф был разрешен.
    Таким образом, в ходе предварительного следствия все материалы, относительно имевшихся трещин исследовались, однако эти доводы не нашли своего подтверждения.
    Запрет на вывоз
    Наталья Дмитриева сообщает, что в октябре 2011 года в конструкторское бюро поступило распоряжение гендиректора Писецкого о разработке проекта буксировки, который включает в себя три документа: «План буксировки», «Руководства буксировки» и «Проект буксировки». Было известно об ограничении буксировки в зимнее время в зимнем море, об этом факте было сообщено в службу безопасности мореплавания, а также самому гендиректору Писецкому. Однако Писецкий проигнорировал и продолжил разработку проекта. Во время бурения проблем не было. Буровики закончили свою работу и ждали, когда их снимут с судна. Вахта закончилась, дальше должен подойти экипаж, который будет заниматься буксировкой. «Атлас» и «Сатурн» готовы принять на борт людей, и доставить в Магадан, ребята собираются, понимая, что это последняя возможность сойти, многие с Магадана. Но судно забирает только несколько человек и то по состоянию здоровья. Капитан звонил в «АМНГР» и требовал, чтобы людей сняли, что буровой экипаж ему не нужен на борту. Но Базироский запретил вывоз с СПБУ «Кольская» членов экипажа. Хотя в соответствии с должностью Базироский был обязан обеспечить на СПБУ «Кольская» в период буксировки минимально необходимое для буксировки количество членов экипажа, и организовать вывоз незадействованного в перегоне персонала до начала буксировочной операции в количестве 28 человек. В результате, 11 декабря 2011 года в 19 часов 43 минуты буксировка СПБУ «Кольская» началась с 67 членами экипажа на борту. По версии следствия, именно по прямому распоряжению Базироского на борту «Кольской» находилось необоснованно большое число людей. 28 человек не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа. Это вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, который из-за экономии денежных средств Базироский просто не позволил выехать на других судах.

    Платформу пытались угнать во Вьетнам?
    В ходе предварительного следствия слухи о том, что платформу пытались «угнать» во Вьетнам для ремонта, не нашли своего подтверждения.
    Маршрут буксировки судна был изменен. Решение об изменении курса, который, согласно разработанного плана пролегал вдоль Курильских островов Сахалинской области, было принято начальником службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания ОАО «АМНГР», руководившим процессом буксировки буровой платформы - Михаилом Персовым. По его мнению, в виду ухудшения погодных условий необходимо было напрямую следовать к острову Сахалин, курсом на юго-запад, чтобы там укрыться от непогоды. Благоприятный прогноз был дан на пять суток, 87% того, что погода благоприятная и без шторма. Если бы они пошли вдоль Курильской гряды, что занимает 12-14 суток, то 100% попали бы в шторм. Идти вдоль Курил – самоубийство. В районе Курил глубина моря до 3000 метров, там рифы, отвесные скалы, на опоры встать не представляется возможным, а учитывая сильные ветра и надвигающийся шторм, весь караван запросто может снести на скалы. Из-за отсутствия мест убежищ по пути следования каравана маршрут прокладывается вдоль западного полуострова Камчатки. Идут максимально коротким путем. В течение пяти суток буксировка СПБУ «Кольская» проходила в штатном режиме при благоприятных погодных условиях. В ночь с 15 на 16 декабря 2011 по курсу следования буксирного каравана наблюдалось резкое ухудшение погодных условий.
    По заключению следствия, изменение курса не было бы столь трагичным, если бы капитан судна не принял решения об увеличении скорости движения при выше описанных погодных условиях и своевременно (до начала шторма) отдал команду на спуск опорных колонн платформы на 2 пролета, как того требует Руководство по безопасной буксировке СПБУ.
    Кто виноват?
    К аварии буровой установки и гибели 53 человек привели бездействие и ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей со стороны исполняющего обязанности главного инженера «Артикморнефтегазразведка» Леонида Базироского и исполняющего обязанности заместителя генерального директора общества Бориса Лохманова. Базироскому предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ, - нарушение правил движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет. Раннее обвинение в совершении указанного преступления было предъявлено Лохманову.

    «В гибели людей виновно руководство компании. Наше законодательство, если говорить об этом в сфере безопасности транспорта, на самом деле достаточно гуманно, - комментирует генерал-майор юстиции Алексей Устинов,- это неумышленное преступление, никто не хотел гибели людей, но при том соблюдении необходимых правил этой гибели бы не произошло бы. Если говорить об умысле, здесь есть неосторожная вина и за неосторожное преступление законодательством не предусмотрены большие сроки. Транспорт у нас изношенный нового не много, поэтому нужно его содержать в хорошем состоянии, чтобы не было гибели. Погибло 53 человека, а это же все судьбы людей. Если говорить о крушениях, мы обязательно оцениваем действия должностных лиц, которые осуществляют контроль над выпуском судов из портов. В каком состоянии было судно, вся ли документация была в надлежавшем виде? Мы все это исследуем и топливо берем на пробы и комплекс мероприятий большой проводим именно для того что бы люди, которые на берегу чувствовали свою ответственность за выпуск этих судов. Это одна из задач управления».
    Ольга Глушкова
    По материалам Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ и фильма «Моя «Кольская» http://www.youtube.com/
    Фамилии участников событий изменены

     

     

    -

  • отправить другу
  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея