Сайт загружается...

  • 16 +
  • ...

    Без глянца

    Литературному журналу исполнилось 80 лет

    Просмотров: 782 Комментариев: 0 2013.10.21

    "Дальний Восток", конечно, российский литературный журнал, но все-таки больше наш – хабаровский. И сегодняшний редактор журнала тоже наш человек – Александра Николашина, любимый читателями автор и бессменный на протяжении двадцати лет заместитель редактора «МД». И сегодня мы публикуем ее заметки о журнале, который она возглавляет второй год.

    Я глубоко убеждена: как бы ни был красив и многолюден любой губернский город на бескрайних просторах нашей России, он не может считаться настоящим культурным центром, если там нет своего профессионального симфонического оркестра и достойного литературного журнала. Потому что музеи, театры и библиотеки присутствуют везде (лучше или хуже, но это уже дело десятое), а вот журнал и оркестр на весь Дальний Восток, включая Якутию, есть только у нас, в Хабаровске.
    Думаю, это достаточное основание, чтобы гордиться родным городом.

    Волею судеб, работаю главным редактором всего второй год, хотя, разумеется, понимаю ответственность, которую возложила на меня эта должность (какие люди до меня журнал возглавляли – подумать страшно: Александр Фадеев, Николай Рогаль, Николай Наволочкин, Валентин Федоров, Вячеслав Сукачев…)
    Все маститые. Все с громкими литературными именами. Все – лауреаты разных премий.
    Но авторитеты меня не пугают. Поскольку единственное, что я действительно люблю в этой жизни – хорошую прозу и поэзию. И здесь я кое в чем разбираюсь.
    И моя маленькая личная судьба еще в детстве переплелась с журналом «Дальний Восток».

    Этот журнал я знаю и люблю со своих примерно семи лет.
    Мой отец, Виктор Васильевич Жданов, не писатель, но достаточно известный в свое время журналист, периодически что-то сюда пописывал, поэтому часто бывал в гостях. И меня за собой таскал, у него обязанность такая была в семье - «гулять с ребенком». Вот он и гулял.
    Я хорошо запомнила скрипучую деревянную лесенку, которая вела на второй этаж особнячка на Комсомольской, 80; темные кабинеты (почему-то мне они казались темными – может быть, деревья свет в окна не пускали? Деревьев вокруг было много); приветливых веселых людей, которые, завидев нас, сразу начинали кричать: «А, Витя! Проходи, садись. Сашка, хочешь конфетку?»
    Естественно, Сашка хотела. Мне наливали чаю, высыпали на стол горсть конфет, совали в руки подшивку «Огонька», и часа два я сидела тихо. Никому не мешала.
    Взрослые в это время выпивали что-то покрепче и обсуждали свои проблемы.
    Потом отец мне говорил: «А ты заметила красивого седого старика с тростью, который зашел ненадолго в кабинет?» «Заметила»,- кивала я. «Это был Всеволод Никанорович Иванов, великий человек. Большой писатель. Запомни – потом всю жизнь гордиться будешь, что видела его своими глазами». «Запомню,- говорила я. – А высокий дяденька в очках – это кто?» «Это Николай Митрофанович Рогаль, редактор журнала, тоже известный писатель».
    Так я узнала эти имена: Иванов, Рогаль, Александровский, Копалыгин, Ботвинник, Шестакова…
    Удивительно, но много лет спустя меня вспомнила и узнала Юлия Алексеевна Шестакова – резкая, громкоголосая, безапелляционная (скажет, как припечатает), к молодым писателям относившаяся в основном сугубо отрицательно. Редкая, что называется, птица долетела до середины ее Днепра.
    - Это ты та тихая девочка, которая у нас конфеты без счета трескала и «Огонек» листала?- спросила она, когда у меня в журнале вышли первые рассказы. Под фамилией Николашина. То есть совсем не Жданова.
    - Я,- потупилась я.
    - Ну, как я рада! Мне понравилось, как ты пишешь. И папа у тебя замечательный. Он еще живой?
    - Живой.
    (А отец тогда еще действительно был жив, хоть и болел тяжело).
    - Передавай ему привет. Передашь, не забудешь? – Юлия Алексеевна посмотрела пронзительно.
    - Конечно, передам, - сказала я.
    Отец обрадовался. Ему было приятно, что в журнале его не забыли, а мне, можно сказать, повезло.
    Мой прием в члены Союза писателей прошел без сучка, без задоринки.
    Юлия Алексеевна всем оппонентам мигом рот заткнула.
    Вот что значит быть хорошей воспитанной девочкой, не отрывать взрослых от бутылки, и в семь лет суметь понравиться матери-патронессе.
    Юлия Алексеевна в это время уже никакой должности ни в журнале, ни в Союзе писателей не занимала, но делами рулила уверенно. Бедный стал бы тот, кто посмел ее ослушаться.

    А второй человек, который сыграл в моей жизни большую роль, был Валентин Михайлович Федоров.
    Он и в жизни журнала сыграл решающую роль. Его редакторство пришлось, может быть, на самый тяжелый и непредсказуемый период в судьбе всех печатных изданий страны: конец 80-х – начало и середину 90-х годов.
    Финансирование из Москвы закончилось.
    Денег не стало вообще никаких.
    А типографии за печать и за бумагу платить нужно было, и зарплату, пусть нищенскую, своим сотрудникам тоже надо выплачивать…
    Тогда закрылись многие региональные газеты и журналы. Да, строго говоря, почти все.
    Сохранился практически один «Дальний Восток», и то казалось, что каждый его номер – последний.
    Валентин Михайлович ценой нескольких своих инфарктов (читайте – жизни) журнал спас.
    Добился финансирования у администрации Хабаровского края.
    Слава Богу, тогда у руля здесь стояли люди, которые тоже понимали – без своего литературного журнала большой город уже не город. А так, черт-те что, и сбоку бантик. В виде ласточкиного гнезда над Амуром.
    …Знакомство мое с Федоровым, признаюсь, началось с протекции.
    Я работала тогда в Хабаровском книжном издательстве, редактировала и издавала не понять, что, и так мне жизнь от этого бессмысленного занятия стала не мила, что спасение от идиотизма бытия я увидела только в собственном творчестве. Написала за два года несколько рассказов и первую повесть, «Вершина круга» называлась, и замерла в недоумении – а что дальше делать?
    Слабо представляла, как я приду сейчас в кабинет главного редактора «ДВ» или к заведующему отделом прозы, и, ковыряя носком ботинка ковер, скажу – здрасьте, мол, я – Саша Николашина. Я тут кое-что написала, не будете ли так любезны посмотреть? А мне ответят: конечно, посмотрим. Зайдите, Саша, месяца через два-три. Или позвоните.
    А потом скажут – к сожалению, портфель редакции полон (или ваше произведение не укладывается в концепцию журнала), поэтому опубликовать вас мы не сможем, желаем всего доброго, читайте классиков, учитесь на высоких примерах…
    Я ведь все же не чужой человек была в издательском деле. Знала, как у нас относятся к «самотеку».
    К своим редакторам из литературной редакции я обращаться не хотела – поскольку знала их, как облупленных. И знала, что они называют « публикабельной прозой». Что-нибудь исключительно соцреалистическое, с конфликтом лучшего с хорошим, и непременным апофеозом в конце. Добро торжествует над злом, все счастливы, все ликуют, ура, ура!
    А у меня и рассказы, и повесть заканчивались печально.
    Но за соседним столом со мной в издательстве сидела Леночка Грушко (сейчас известный мастер женского детектива Елена Арсеньева), которая пришла к нам в отдел как раз из журнала «Дальний Восток», где у нее уже вышли первые рассказы, и где она некоторое время работала редактором отдела прозы.
    - Да не парься ты, - сказала Леночка. – Давай свою рукопись. Я ее отнесу Федорову. Он, поверь мне, славный мужик, и в литературе кое-что понимает. А ты написала хорошие тексты.
    Вот так я стала автором журнала «Дальний Восток», а чуть позже – и членом редколлегии.

    А теперь – и главным редактором.
    Но я помню себя, начинающую.
    Поэтому не отношусь презрительно к «самотеку», хотя, понятно, 90 процентов, а, может, и больше рукописей, всегда идет в «отвал».
    Но иногда ведь случаются и дивные находки!
    Так в журнале появился Евгений Орлов из Владивостока – просто прислал однажды свой рассказ по электронной почте. Мы прочитали – ахнули. Татьяна Шумейко из Благовещенска, чей дебют в «ДВ» «Записки женщины-самурая» сразу был удостоен премии им. Петра Комарова, отправила нам свою рукопись, ни на что особо не рассчитывая. Просто на удачу. Две девушки-поэтессы из Хабаровска, Дарья Уланова и Алиса Саитбаталова, тоже стали открытием и украшением журнала в 2013 году.
    Я не устану повторять слова поэта Давида Самойлова: «Приходите, юные таланты!»
    Здесь вас всегда ждут и всегда будут рады.
    Можете быть уверены: ни одна по-настоящему талантливая рукопись в «Дальнем Востоке» не останется незамеченной.
    Потому что хороший (тире – неравнодушный, любящий свою работу и образованный) редактор неизменно ждет чуда.
    Сколько бы начинающих авторов на своем веку он ни перевидал, и сколько бы беспомощных (а часто – и откровенно графоманских) текстов ни перечитал, все равно каждую рукопись, которая обозначена именем, которое ни о чем ему не говорит, начинает листать с волнением и затаенной надеждой: а вдруг?
    И чудо, как я уже говорила, случается иногда – как награда за терпение и адский труд (перелопатить «единого слова ради тысячи тонн словесной руды» - это, знаете, не каждому землекопу под силу).

    Поэтому назову поименно наших трех редакторов – в редакции их, увы, всего три, хотя поток литературы с каждым годом растет в геометрической прогрессии (заслуга Интернета), но наши сотрудники молодцы, справляются.
    Тамара Николаевна Савельева, редактор отдела прозы. Не любит ужасов и жестокости в литературных произведениях, с подозрением относится к фантастике, но Слово чувствует, как никто другой. Это она открыла дальневосточным читателям Романа Романова, на мой взгляд, самого перспективного писателя не только в масштабах Хабаровска (кстати, за свою прозу он тоже был удостоен премии им. Петра Комарова). Этого молодого человека, кажется мне, ждет большое будущее. А еще ее авторы – тот же начинающий
    Евгений Орлов из Владивостока, аспирант ТОГУ Максим Чин Шулан, студент из Комсомольска-на-Амуре Тимофей Сухих, чья дебютная повесть «По следу Алисы» выйдет в №1 «ДВ» в 2014 году, прокурор из Биробиджана Александр Драбкин (опять-таки, лауреат премии им. Петра Комарова), Владимир Нечаев из Петропавловска-Камчатского (какие удивительные короткие новеллы-притчи он пишет!), Ирина Левитес с Сахалина и многие, многие другие.

    Елена Роальдовна Добровенская – редактор отдела поэзии.
    Она сама – прекрасный поэт.
    Буквально на днях зашла к ней в кабинет, машинально взяла листочек с отпечатанным текстом, который лежал на столе, уперлась глазами. Поразилась:
    - Лена, а чьи это такие хорошие стихи?
    - Мои, - сказала Елена Роальдовна.
    - А почему ты их не поставила в свою последнюю подборку? (В четвертом номере «ДВ» за 2012 год была ее публикация).
    - Потому что я их только вчера написала.
    Я выпала в осадок.
    Понимаете?
    Этот человек сам живет и дышит исключительно поэзией, и среди ее авторов такие поэты, которые составляют сейчас гордость российской литературы, без всякого преувеличения – Михаил Анищенко. Элла Крылова, Игорь Царев, Виктор Брюховецкий, Александр Куликов, Юрий Кабанков, Андрей Земсков – список можно продолжать еще долго.
    Наши поэтические подборки не уступят по качеству ни одному столичному журналу.
    А многих даже и превзойдут.
    Зря, что ли, москвичка Элла Крылова, которую Иосиф Бродский назвал своей преемницей, присылает нам свои стихи?
    Видит Бог, не зря.

    И, наконец, Виктор Иванович Ремизовский – редактор отдела очерка и публицистики.
    Он очень умный и образованный человек с несколькими высшими образованиями. Я теряюсь, когда с ним разговариваю, поскольку мои знания и его (в истории, краеведении, мифологии, геологии и многих других областях человеческих знаний) – несопоставимы.
    Но сначала я, несмотря на всю его образованность, подумала, что мы не сработаемся – этот неумолкаемый (в очерках авторов), уже неактуальный плач при реках Вавилона (какую прекрасную страну мы потеряли, ах, ох, увы, ужо вам, проклятые «дерьмократы»!), действовал на нервы.
    Ну, сколько можно?
    Ну, потеряли.
    Что теперь?
    Хранить нужно было лучше.
    Не защитили, не уберегли?
    Вот и успокойтесь, вот и примите то, что есть.
    Виктор Иванович, сам прекрасный литератор, быстро сориентировался – «плач при реках Вавилона» прекратился, зато появились остро-проблемные очерки – про то, что ждет наши вооруженные силы в грядущей мировой войне («полный абзац!», как говорит современная молодежь), если начальники не одумаются; прекрасная публицистика хабаровского писателя Олега Копытова (кстати, тоже лауреата премии им. Петра Комарова) и многое другое, что, кажется мне, не должно оставить читателей равнодушными.
    Так сложилось, что в коллективе «Дальнего Востока» собрались люди абсолютно разные, но обладающие – каждый в своем деле – одним важным качеством, которое я ценю в коллегах больше всего – высоким профессионализмом.
    Все остальное – ерунда.
    И это обстоятельство позволяет мне надеяться, что мы справимся с амбициозной задачей, которую поставили перед собой на ближайшие пять лет (ну да, куда же денешься от пятилеток, все мы дети почившего в бозе СССР) – стать одним из самых лучших и престижных журналов страны. Без скидки на провинциальность.
    По большому, как говорится, Гамбургскому счету.

    Александра Николашина

    Первый номер «ДВ» вышел в Хабаровске в октябре 1933 года. Первоначально он назывался «На рубеже» и выходил как альманах. А первый его редактор Иосиф Шацкий был расстрелян, как враг народа.
    В начале Великой Отечественной войны журнал закрыли. Издание возобновилось в 1946 году уже под названием «Дальний Восток».
    Через двадцать лет, в 1966 году, журнал «Дальний Восток» стал республиканским изданием. Сейчас он так и называется: «Российский литературный журнал».

    В 2004 "Дальний Восток" был удостоен звания «Лучший провинциальный журнал России».

  • отправить другу
  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея