Сайт загружается...
Я никогда не задумывался о том, какую роль в моей жизни играли песни Включившись в разговор, осознал, что песни-то сопровождают меня с самого детства: в грустные минуты они помогали преодолеть грусть, в тяжелые - перенести возникшие тяготы, а в радостные... Да что там говорить? Кто из нас не пел в определенные моменты: "Легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда..." Стоит каждому покопаться в памяти, и всплывут житейские эпизоды, обязательно связанные с той или иной песней.
Задаю сам себе вопрос: какие песни слушал и пел в раннем возрасте? Колыбельные сразу отбрасываю в сторону. Не знаю ни одной. Да и сомневаюсь, что их мне или моим сестрам пела мама, как и я в свое время не пел своим детям. Просто не было необходимости. Почему? Объяснять не буду. Это другой разговор. А сейчас - песнях.
В 1953 году мы жили в шахтерском городке Сталинске, ставшем в последствие Новокузнецком. Жили в однокомнатной квартире, в длинном, сыром и мрачном, одноэтажном бараке, с темным, пропитанным керосином, коридором. По обе стороны коридора располагались, такие же, как и у нас, комнаты. В них жили шахтерские семьи. Шахтеры - народ дружный, поэтому я не ПОМНЮ, чтобы у нас возникали какие-те пьяные дебоши, ссоры, раздавались крики. А вот песни звучали. Часто. По вечерам.
Кто был инициатором этих песенных вечеринок, но знаю, не четко уяснил: как только в нашу комнату заглядывали сосед или соседка и приглашали родителей в гости, значит, допоздна у приглашающих будет застолье, шум, гам, громкие разговоры и, конечно,- песни. Не могу утверждать, что это были организованные пьянки, хотя, разумеется, без алкоголя эти вечера не обходились. В разгар вечеринки вдруг шум стихал, и кто-то из гостей затягивал: «Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии блистали, И беспрерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали. Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша Стоял Ермак, объятый думой».
Удивительно. Песня была довольно длинной, хотя и в сокращенном варианте с некоторыми отступлениями от оригинала, но текст знали все. А главное - в песне сохранялась историческая достоверность, и мне остается только добавить, что Ермак погиб в дождливую грозовую ночь 5 августа 1584 года, когда на его небольшой отряд казаков неожиданно напали войска татар под предводительством хана Кучума, потервшего от Ермака поражение за три года до этого события. Как пишет в сопроводительной записке автор песни К.Рылеев, "казаки защищались мужественно, но не могли стоять долго; они должны были уступить силе и внезапности удара. Не имея средств к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах."
Едва смолкала песня об Ермаке, как тут же раздавалось:
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла…
Песня эта завораживала. Повзрослев и вспоминая ее, я долгое время считал, что Лермонтов выдумал образ Тамары, используя пушкинский образ Клеопатры из "Египетских ночей". Даже обвинял в подражательстве Пушкину, но, как выяснилось, в основу стихотворения Лермонтов положил популярную грузинскую легенду о коварной царице Тамаре, которая зазывала к себе путников, и, после проведенной ночи, обезглавливала их, а трупы сбрасывала в Терек. В Дарьяльском ущелье, на Военно-Грузинской дороге до сих пор сохранились развалины старинной башни на неприступной скале, где, по преданию, жила Тамара.
Репертуар песен был богат. Кроме "Ермака" и "Тамары" часто пели "Раскинулось море широко", "По диким степям Забайкалья", "Славное море - священный Байкал", "Хасбулат удалой", "В землянке". Не могу умолчать еще об одной песне, где были такие слова:
Ордена недаром нам страна вручила,-
Это помнит каждый наш боец,
Мы готовы к бою, товарищ Ворошилов,
Мы готовы к бою, Сталин, наш отец!
В бой за Родину!
В бей за Сталина!
Боевая честь нам дорога.
Кони сытые бьют копытами,
Разобьем по-сталински врага.
И хотя свежи были воспоминания о прошедшей войне, папа никогда не пел эту песню. Он не любил Сталина, и было за что: в тридцатых годах его семью раскулачили, отца посадили в Иркутскую тюрьму, а всех домочадцев отправили на поселение в Нарым, реквизировав при этом все имущество. Имея клеймо "сын врага народа", он не смог поступить в художественнее училище и имел проблемы с трудоустройством. Его младший брат погиб во время войны, о чем пришло сообщение как о "без вести пропавшем". Уже после смерти папы я выяснил, что
его брат Дмитрий погиб в Белоруссии и похоронен в братской могиле неделеко от Витебска.
Особую страницу в воспоминаниях занимают песни, которые пела мама. Знала она их много - от старых, народных до современных и пела постоянно. Чтобы она ни делала: чистила ли картошку, мыла ли полы или белила - она всегда пела. Кажется, вот еще недавно она звонко выводила: «Милый друг, наконец-то мы вместе! Ты плыви, наша лодка, плыви. Сердцу хочется ласковой песни и хорошей, большой любви». Или такую, тоже связанную с лодкой: «Березы подмосковные Шумели вдалеке, Плыла, качалась лодочка По Яузе-реке. Мы плыли по течению Сторонкою родной, И вместе тесно не было Нам в лодочке одной». А ведь прошло уже больше пятидесяти лет, как я услышал эти песни в ее исполнении. Недавно я поинтересовался, помнит ли она их? Она обрадовалась заданному вопросу, довольная, закивала головой, заулыбалась, и с горечью ответила: "Не до песен сейчас".
О песнях можно говорить бесконечно, потому что, как писал знаменитый поэт-песенник Б.Лебедев-Кумач:"На стоянке и в походе, у колодца и костра - песня всюду с нами ходит". И, дополняя сказанное, утверждает: "Для того НАМ И песни даны!"
Я согласен с ним.
Александр Урванцев,
поэт, член Союза писателей РФ.
2013.11.29
Жизнь прошла на бегу2013.11.29
Забрать вещдок у медведя2013.11.14
Дайте Хабаровску шанс2013.11.09
«Только в песне да в сказке уместится Приамурье моё…»2013.11.05
Вечер на рейде
Комментарии